Новая Эра
Новая Эра
Новости:

Принимаем заявки на участие в новом 29-ом потоке.

Для того, что бы попасть к нам на тренинги, мало одного желания. Нужно простое конретное действие: пройти собеседование, записаться на которое можно позвонив по контактным телефонам.

Контакты:

• 044-457-78-27
• 096-289-99-51
Владимир Николаевич
• 096-289-99-50
Татьяна
• 050-77-77-441
Тимур
• 097-667-27-12
Лара

novaera@mail.ru
veen@gala.net

“Фол. Блеф. Афера”

(Продолжая тему «понтов»)

(Статья Нечипоренко В.Н., Киев, 2008)

Определения из толковых словарей:

Афёра – недобросовестное мошенническое предприятие, дело, действие.

Блеф – обман, рассчитанный на создание ложного впечатления, действие, вводящее в заблуждение. Выдумка, обдуривание для того чтобы испугать, пойти на хвастовство, преувеличить свою роль в чём-то.

Фол – буквально – грязный, нечестный. Неразрешённый приём. Неразрешённая игра.

Нам в последнее время часто показывают по телевизору фильмы, где обыгрываются темы афёры, блефа, фола в бизнесе и отношениях с людьми, в вопросах овладения деньгами, имуществом, ценностями. Афёру нам стараются представить как одну из очень распространённых форм бизнеса или сферы жизни людей.

Идея какая: есть человек, который честным трудом деньги зарабатывать не хочет, работать вообще не хочет, эдакий сказочный Емеля, сидит на печи и сразу хочет получить все житейские блага. И поскольку он считает себя умным человеком, а окружающих людей глупыми (т.е. тебя – глупым), он хочет проявить свой ум, чтобы тебя надурить. То есть, придумать какую-нибудь афёру, реализовать блеф или надуть на грани фола, обмануть тебя. Ты по его мнению – дурак, и тебя НАДО надурить. Ленивый, который хочет проявить свой ум, чаще всего придумывает афёру.

Чем это отличается от понтов?

Понты – это создание внешнего впечатления. Создание имиджа – это самоцель понтов.

Но понтовик считает окружающих людей совсем глупыми. Понтовик, будучи сам ограниченным и недалёким эгоцентристом, просто не способен оценить ум окружающих людей. А аферист, видимо, предполагает, что окружающие люди не настолько глупы.

Аферист хочет от тебя проявления активных ответных действий, например, чтобы ты отдал аферисту деньги, или взял афериста на работу, или включил его в какие-то другие прибыльные дела. Его цель не просто создать имидж. Для афериста имидж – начальное условие, с помощью которого он может реализовать афёру. Имидж для афериста это почти как прелюдия перед сексуальным актом.

Понтовик просто создаёт впечатление, а аферист втирается в доверие. Аферисту не только нужно убедить людей, что он – человек хороший, честный, порядочный, творческий, умный, у которого будут хорошие перспективы. Ему нужно убедить вас в том, что ТО, что он от вас просит это нужно не только ему, а нужно для всеобщего блага, и т.д.

Аферист не просто создаёт впечатление, он провоцирует людей на действия. На действия, нужные ему. Но по факту любой аферист считает, что окружающие люди всё-таки более глупые, чем он. Именно поэтому он рассчитывает на выиграш. Именно поэтому он вообще пускается в афёру. Он считает, что люди более глупые, ЧЕМ ОН САМ, и они не заметят и не просчитают его афёры.

Аналогично, совершить действия на грани фола, это как пройти по краю пропасти: просчитают, разоблачат тебя люди или нет? Это где-то как проверка себя, насколько ты сможешь доиграть эту роль, быть последовательным, терпеливым и стойким, чтобы доиграть нужную роль, не сорваться, чтобы себя не выдать. При том, что люди тебя могут вычислить, а ты всё равно должен это делать, для того, чтобы этого достичь.

Для чего нам показывают в большом количестве фильмы об афёрах, блефе, фоле?

Во-первых, для того, чтобы напугать. «Вот, мол, смотри, такие люди вокруг тебя живут! Они хотят тебе зла! Они втираются к тебе в доверие, будь внимателен, осторожен, не доверяй им! Не болтай!» Это – драматизация. И не просто драматизация. Это стремление ввести людей в страх.

  • Хорошо действует на пенсионеров. И некоторых других людей, которые чего-то достигли. На мазохистов влияет. На тех людей, которые боятся любой боли – физической, моральной и любой несправедливости. На романтиков также влияет.

«Они хотят отнять у тебя деньги, забраться в твой дом, украсть твою машину, подсидеть тебя на твоей работе, уволить тебя!»

  • В советские времена был такой термин: «вредительство». Это когда есть люди, так называемые «враги народа», которые хотят испортить какое-то дело, навредить.

Всё это было связано с афёрой и блефом. Многих хотят напугать: окружающие люди, оказывается, способны совершать какие-то гнусные поступки, даже такие, о которых ты не мог догадаться.

Некоторые способны на умные хитросплетения, способны плести интриги, создавать коварные афёры. И ты можешь попасться как человек наивный, человек верящий окружающим людям. И отсюда появляется посыл не верить окружающим людям. Не поддаваться на любые провокации, и непроверенные действия.

Но добрая половина людей такие фильмы видят с другой стороны. Энергичную молодёжь тянет на активные подвиги. И эти молодые люди такие же, как и все наёмные работники – не хотят работать, а хотят иметь большую зарплату и все другие блага жизни задаром, для них идеи афёры, блефа, фола очень симпатичны. Я бы даже сказал, что образ успешного афериста – это не просто симпатичный образ – это манящий образ. Молодёжь с удовольствием, не отрываясь, смотрит такие фильмы, телепередачи, любуются такими героями. Эти герои становятся образами для подражания. Это стимулирует у молодёжи живость ума. Когда зрители и читатели таких историй видят умные афёры, они берут себе на вооружение уже готовые рецепты. Но помимо этого, ещё и творчески изгаляются, какие афёры можно придумать. Т.е. как максимально сделать так, чтобы не работать, а обдурить людей и получить даром нужные блага.

Очень интересная тема воров. Это тоже разновидность темы аферизма. Особое уважение имеют воры-карманники. Как такой вор искусно подойдёт к надутой, несимпатичной пассажирке-мещанке, и остро отточенной монеткой незаметно разрежет её сумочку, и вытянет оттуда кошелёк. С одной стороны зрителей это пугает, с другой вызывает восхищение по поводу мастерства этого карманника. У массы зрителей такие образы вызывают восхищение.

  • «Кафелёк-кафелёк. Какой кафелёк?» - образ Кирпича-карманника, образ Ручечникова, вытягивающего номерок гардероба в театре. А самое большое восхищение вызывает сам Жеглов, который тоже умеет выбивать незаметно ручку у Шарапова или незаметно всовывать кошелёк в карман к вору… (Фильм «Место встречи изменить нельзя»)

Восхищение, аналогичное восхищению работы иллюзионистов или фокусников в цирке. Весь зал с восхищением не может оторваться от зрелища фокуса. Зрелище – завораживает. Потому что мы не понимаем, как это происходит? И радуемся тому мастерству, которое есть у фокусников. Как они умеют хитро и ловко проявить эти возможности.

Факт, что большая часть населения состоит из наёмных работников, у которых есть эти единственные производственные интересы: поменьше работать и побольше получать денег, чтобы потом на эти деньги гулять и кутить. Интересы аферистов полностью совпадают с интересами наёмных работников. А поскольку большая часть телезрителей и читателей – наёмные работники, для них показывают все эти фильмы. Аферисты и трюкачи тоже немного работают, но это более лёгкая работа, чем стоять у станка с 9 до 6. Вышел на улицу, прогулялся, выбил у кого-нибудь золотую ручку или кошелёк, и дальше себе живёшь – гуляешь. А крупная афёра – это когда ты можешь так надурить людей, когда удаётся у них вытянуть целое состояние. Есть фильмы, в которых аферисты выдуривают большие деньги у других аферистов. И нам их вообще не жалко. Мы смотрим: «Ух ты! Какие умные люди собрались!!! И как они друг друга дурят!!!» Этот процесс сам по себе вызывает восхищение.

Большинство людей стремятся к тому же. Пускай и по-мелкому.

Девушка может приехать в город, выйти замуж, потом развестись, разменять квартиру, в которой жил муж и получить таким образом жильё. Девушка насмотрелась таких вот фильмов, начиталась таких романов, и решила скопировать любимых героев. Как посмотреть теперь на такую её афёру? Учитывая высокую стоимость квартир в Киеве – вроде бы и крупная афёра. Но можно взглянуть и иначе: девушке для этого пришлось выйти замуж и завести ребёнка, поэтому нельзя сказать, что ей не пришлось расплачиваться по жизни за такую афёру. И мы часто не называем такие события афёрой, поскольку не знаем, была ли у девушки изначально такая цель. Например, у них с мужем не сложилось. Или она хотела, чтобы было всё хорошо, а муж оказался сволочью, а теперь ей с ребёнком надо где-то жить. Но мы не догадываемся, что многие девушки изначально планируют такое действие, и на него осмысленно идут. Тогда это выглядит именно как афёра. Если мы находим факты, что человек осмысленно такое делает – мы называем это афёрой. Один наш знакомый озвучил, что он решил вернуться к своей жене, потому что её родители собираются купить ей ещё одну квартиру. Снова – афёра.

Советские фильмы «Приключения неуловимых» - сплошные афёры.

Как один молодой человек называет себя сыном какого-то там знатного козака, втирается в доверие к атаману банды для того, чтобы заниматься подрывной враждебной деятельностью. Он занимается партизанщиной – но чем это отличается от афёры? Но мы с восхищением смотрим на этого героя, сопереживаем ему. И радуемся вместе с ним, что афёра его удалась. И только потому, что этот герой – СВОЙ. НАШ. А в следующем фильме, другой НАШ тоже втирается в доверие к начальнику контрразведки, чтобы забраться во вражеский сейф и вытянуть оттуда нужные документы.

Или известный в советские времена фильм «Свадьба в Малиновке». Если этот фильм вдумчиво посмотреть снова, то обнаруживается, что почти все главные герои этого фильма – аферисты. Что замышляют комиссар, атаман или Попандопало?

А вот ещё одни «очень честные» люди, Голохвастов и Проня из фильма «За двома зайцями». А если повнимательнее, то каковы роли кредитора Голохвастова, родителей Прони, тётки Прони и её дочки?

Смею утверждать, что почти все художественные фильмы включают в себя истории афёр.

Мы с удовольствием смотрим на Штирлица, который занимался такими же афёрами и мы восхищаемся героическому труду этого супергероя. Мы не задаём особых вопросов, что человек делает. Мы всю жизнь смотрим эти фильмы, восхищаемся подвигами партизан, подвигами наших разведчиков – но в реальности мы восхищались афёрами. И насмотревшись фильмов, мы оправдываем афёры свои собственные.

Мы радуемся, когда нам удалось надурить кого-то другого. Не заплатил в транспорте за проезд – радостно. Особенно радостно, когда в транспорт зашёл контролёр, мы его хитро обошли, он нас не заметил. И воспринимаем почти как трагедию когда нас оштрафовали за безбилетный проезд. Я мало встречал людей, которые бы радовались штрафу, как доброму воспитывающему действию контролёра. И люди не огорчаются тому, что они привыкли ездить без билетов.

Мы огорчаемся и гневаемся, когда нам недодают сдачу в магазине, но мы тихо радуемся, когда продавец ошибается в сдаче в нашу пользу. И многие «осчастливленные» часто моментально прикидываются «шлангами», невнимательными глупцами, задумавшимися умниками, которые сами как будто не заметили, что им дали больше сдачи, чем положено. И далеко не каждый человек тут же возвращает разницу.

Когда речь идёт о нас, о нашем выиграше, мы радуемся. Мы стремимся к этому. Но за этим стоят достаточно гнусные вещи. Даже по-мелочам – это всё гадкие чувства.

В последнее время появилась масса психотренингов, в которых обучают людей тому, как делать афёры. Что такое «стервология»? Или как устроиться на работу, написав «правильное» резюме? Ведь если ты хороший специалист, то совсем не обязательно учиться особому написанию резюме. Это говорит о чём? Что есть люди – бездари, но они ищут рецептика, как обдурить работодателей, например, написанием такого резюме. И у наёмных работников есть мечта устроиться на такую высокооплачиваемую работу, на которой ничего не надо делать. Хитро туда пробраться и там сидеть в Интернете и играться в компьютерные игрушки. Что привлекает людей в такой работе? По факту совершить афёру. Например, с работодателем, с директором такой «блатной» фирмы. Или ты пришёл работать охранником склада и хочешь обокрасть. Это не просто воровство – это афёра. «Операция Ы». Тебе доверяют люди. А ты – воруешь. Это афёра. Этот обман, эта афёра основана на том, что ты играешь на доверии людей.

Особенно много аферистов в политике. Как заработать деньги на гос.бюджете. Провернуть различные головокружительные «схемы». А сами выборы депутатов? Ведь что делают практически все политики? Проводят сбор информации, «соцопрос» населения, что они хотят, а потом на очередных выборах погромче обещают это населению. И никто из политиков не думает, как это обещанное воплотить в жизнь. И такое положение вещей стало нормой. Даже для безропотного населения, которое этих политиков выбирает. Народу нравятся аферисты. Хоть в военное время, вероломно дуря противника, ведя партизанскую войну или занимаясь диверсиями за спиной у врага. Так и в мирное время – шулеры, карточные игроки, или люди, которые выдают себя за других личностей, как в фильме «Поймай меня, если сможешь». Когда аферист подделывает документы, дипломы, для того, чтобы втереться в доверие. Это обман. Это несправедливость. Но у нас это вызывает восхищение. Нам иногда даже хочется поделиться с аферистом, потому что он такой умный, жизнерадостный, предприимчивый, деловой, активный, он не сидит на месте. И поэтому нам часто и не жалко его жертв, так называемых пассивных людей, инертных, которые не смогут сохранить тех денег, которые они зарабатывают.

Откуда у нас возникают эти чувства?

Когда говоришь «афёра, блеф, фол» разные чувства возникают у людей. Нет такого чувства, как полное неприятие. Или желание бороться с этим. Есть чувство некоторой настороженности, что я могу попасть сам под афёру. Но и где-то чувство симпатии, что если у меня будет возможность афёры, даже по мелочам, то я, наверное, не погнушаюсь совершить афёру.

В природе места афёре нет. Если ты собираешься вырастить помидор или пшеницу, нужно просто работать. Ты природу не обманешь. Точно так и люди, которые занимаются созданием чего-либо, именно СОЗДАНИЕМ, они понимают, что там нет места афёре. Проще создать, сделать, чем обманывать людей.

Практически все образы аферистов, которых мы видим в фильмах, это всё-таки портреты лентяев. Которые не умеют заниматься серьёзным делом. Что-то мастерить своими руками, создавать какие-то материальные блага. Даже Штирлиц – он был лентяем. Штирлица трудно представить себе шахтёром. Штирлиц водил машину, но представить его человеком, который чинит эту машину – трудно. Эдакий белоручка, который ходит по-жизни, и много думает… Много курит. И создаёт впечатление, как скорчить определённое выражение лица для разных ситуаций и людей. Но трудно представить его, что он что-то делает. Максимум – это то, что он граблями неопытно подметает свой дворик.

Вопросы афёры, фола, блефа – это больше вопросы деловой сферы жизни человека. Но ведь эти вопросы касаются и семьи, и межличностных отношений. Например, историй знакомства и попыток построить какие-то первые взаимоотношения. По сути, две главные героини в фильме «Москва слезам не верит», которые познакомились с двумя перспективными юношами, разыграв из себя профессорских дочек, совершили классическую афёру. Хоть авторами фильма это показано как невинное приключение и глупая шуточная ошибка, вина за которую лежит на этих двух молодых юношах и на маме одного из них.

Аналогично много мужчин в семейных отношениях пускаются на афёры. Есть ловеласы, которые готовы ради секса дать любые обещания. Или втереться в доверие к богатым родственникам новой знакомой.

И очень часто аферист в межличностных отношениях создаёт впечатление и атмосферу идеальной жизни и идеальных отношений, и ничто не может указать на факт, что что-то не так. И очень часто, когда афёра вскрывается, например, более трезвомысленными родственниками, человек, который оказался жертвой, даже не понимает, что он – жертва афёры. Более того, часто жертва афёры чувствует себя обманутой не аферистом, а злыми родственниками, которые разрушили такие прекрасные, райские отношения. Например, Наташа Ростова в «Войне и мире» Толстого считала своими врагами тётку и сестру, которые не дали свершиться над Наташей афёре Элен Безуховой и Анатоля Курагина. Даже когда Наташе рассказали всё прямым текстом родные и Пьер Безухов, Наташа всё равно не верила, что это была афёра Курагина. Наташа считала себя жертвой родственников, которые разрушили её счастливое будущее.

Вот как часто мы смотрим на афёры. Так иногда родственники «вырывают» близких им людей из игорных домов. Мы наблюдали, как человека знакомые «вырвали» из Форекса, а он после этого считал их врагами. Потому что так прекрасно начиналось, такие были заманчивые перспективы, цели, планы. Человек хотел выиграть квартиру. И вместо того, чтобы понять афёру Форекса, человек злился на близких и друзей, которые не помогли ему, не дали денег, не поддержали его.

Афёрой можно назвать и то, когда заводят детей, чтобы с их помощью манипулировать другими людьми. Например, родственниками, мужем. Афёра прежде всего по отношению к самому ребёнку. Ведь мать реально не думает об интересах ребёнка. О том, какую психическую или психологическую травму она наносит своему ребёнку, включая его в свои нечистоплотные и непорядочные распри с родственниками. Это не только разовое действие. Когда длительный период мать рассказывает своему ребёнку о том, что «НАС бросил папа», не папа, а она этими рассказами наносит своему ребёнку глубочайшую психическую травму, из-за которой, скорее всего у этого ребёнка НИКОГДА не будет своей собственной семьи. А мать это делает, думая лишь о том, чтобы оправдать свои глупые и необдуманные поступки в прошлом. Это тоже – афёра. Мать рассчитывает на то, что ребёнок обозлится на отца и отцовых родственников, будет зло на них реагировать, будет мстить папочке или его родственникам. И мать хочет надурить окружающих людей. Это афёра, рассчитанная на доверие ребёнка, что мама всегда говорит правду, мама – самое лучшее существо, а все остальные - плохие. Таким и бабушки занимаются, чтобы оправдать свои поступки. А то, что ребёнок, когда повзрослеет, будет злясь, по инерции, портить отношения со всеми окружающими людьми, в том числе со своими мамой и бабушкой – это их не волнует.

Мы часто наблюдаем, что чем более умный человек, тем более умные афёры у него могут быть. Поэтому, если вы решили жить с очень умным человеком, возможно, он будет совершать самые умные афёры, направленные на вас. И если вы встречаете человека, который рассказывает вам, что он собирается преуспеть, но он при этом белоручка, скорее всего его мысли будут направлены на создание афёр. Многие это ошибочно называют бизнес-идеями. А в реальности люди просто вынашивают планы различных афёр. Планы на тему «на чём заработать денег» это чаще всего планы афёр, где бы украсть деньги, где они лежат «свободно», чтобы прийти и «легко» их взять.